Цистит

Цистит – самая женская болезнь. По разным данным от 50 до 90% женщин знакомо это заболевание.

Циститом называют воспаление стенки мочевого пузыря. В большинстве случаев, это воспаление вызывается бактериальной инфекцией.

Инфекции мочевых путей обычно возникают, когда бактерии извне проникают в мочевыводящие пути через уретру и начинают там размножаться. Чаще всего цистит бывает вызван бактерией Escherichia coli.

Цистит – женская болезнь, это связано с анатомическим строением уретры, а также с мочевыми путями женщины, которые находятся близко к естественным очагам инфекции – влагалищу и прямой кишке. Поэтому цистит может возникнуть у женщин после полового акта.

Инфекция мочевого пузыря может быть весьма болезненной и изнурительной и может привести к более серьезным проблемам, если попадет в почки.

Рассказ одной из моих пациенток:

— Болезнь с редкими затишьями между рецидивами заняла у меня в общей сложности лет десять. И это был ад, который, скорее всего, вы можете себе представить.

За эти годы я прошла многих врачей ни по одному разу: урологов, гинекологов, эндокринологов, фито-терапевта и даже остеопата. К некоторым из них меня привозили на скорой. Делала инстилляции, цистоскопию, пила антибиотики, на которых сидела, как на наркоте, потому что хотя бы они приносили временное облегчение.

Страшно стало тогда, когда я поняла, что такими темпами помру лет в 40. Откажет либо желудок, либо печень от постоянных лекарств. И тогда я стала разбираться, рассудив, что если лечение не помогает, значит лечу либо не то, либо не тем.
Помогите…

Что характерно для цистита:

• Жжение и боли (особенно в конце акта мочеиспускания)
  • Частые мочеиспускания, малым количеством мочи
  • Внезапные и очень сильные позывы к мочеиспусканию
  • Ложные позывы на мочеиспускание
  • Капли крови в конце мочеиспускания
  • Мутная моча и/или моча с резким неприятным запахом
  • Дискомфорт внизу живота
  • Болезненные ощущения в нижней части живота
  • Температура тела (от 37 до 38 градусов С)

Когда обращаться к врачу:

Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если у вас есть симптомы, характерные для почечной инфекции, в частности:

• Боль в спине или в боку
  • Лихорадка, т.е. повышение температуры тела свыше 38°С и озноб
  • Тошнота и рвота
  • Частые, болезненные мочеиспускания, длящиеся более нескольких часов
  • Кровь в моче

Вы в большей степени подвержены риску инфекции если:

• У Вас случилось переохлаждение ног и/или всего организма – это снижает естественные факторы защиты организма от инфекции.
  • Вы сексуально активные – половой акт может привести к попаднию бактерий через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь.
  • Используете средства контрацепции – женщины, которые используют диафрагмы и другие мембраны, пропитанные спермицидным гелем – чаще болеют циститом.
  • Вы беременны – гормональные изменения во время беременности могут увеличить риск цистита.
  • Находитесь в менопаузе – снижение уровня женских половых гормонов в климаксе часто провоцирует цистит.
  • Диабет и химиотерапия рака приводит к подавлению иммунной системы и увеличивает риск цистита

Осложнения цистита

При быстром и правильном лечении цистит редко приводит к осложнениям.

Наиболее опасным для вашего здоровья может стать «недолеченый» цистит. Это происходит, когда после назначенного вам лечения проходят симптомы, а инфекция остается в мочевом пузыре. В таком случае острый цистит переходит в хроническую форму с регулярными обострениями заболевания.

Хронический цистит наступает при обострениях 2 раза за 6 месяцев или три и более раз в течение года.

Несвоевременно начатое лечение приводит к пиелонефриту (инфекционное воспаление почек). При этом инфекция из воспаленного мочевого пузыря попадает в почки восходящим путем.

У вас цистит? Нужен грамотный, оперирующий уролог?

При подготовке визита к врачу Вам нужно при себе иметь

1. Дневник мочеиспускания, который нужно заполнить дома в течение 1-2-х суток, где должны быть отражены частота, количество и особенности ваших мочеиспусканий.
  2. Общий анализ мочи. О наличии инфекции свидетельствуют повышенное количество бактерий и лейкоцитов.
  3. Анализ мочи на стерильность и чувствительность к антибиотикам, который покажет вид бактерий в моче, их количество и чувствительность к антибиотикам.

Цистоскопия. Что это такое? Цистоскопия — это эндоскопическое исследование мочевого пузыря. Метод позволяет дополнительно оценить состояние стенки мочевого пузыря.

Как подготовиться к цистоскопии

Перед манипуляцией мы Вас опросим на предмет наличия жалоб, оценим результаты анализов, среди них: общий анализ крови и общий анализ мочи.

• Если обследование проводится без наркоза, то особая подготовка не потребуется. В клинике непосредственно перед манипуляцией – опорожнить мочевой пузырь.
  • Если же предполагается цистоскопия под наркозом, то предварительно подготовиться нужно. За 12 часов до процедуры полностью отказаться от пищи, а за 4 часа ─ от любой жидкости. Следует помнить, что сразу после обследования нельзя будет садиться за руль.

Как проводят цистоскопию

У женщин цистоскопия проходит обычно без затруднений из-за анатомических особенностей уретры. Она короткая и прямая. Общая анестезия практически никогда не требуется. Процедура неприятная, но чаще всего она проходит без боли. Для этого используется местный анестетик.

Пациентка располагается на кушетке в положении лежа на спине с разведенными ногами. Половые органы обрабатываются антисептиком. Врач вводит цистоскоп – тонкую трубку с подсветкой и видеокамерой, через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь, и осматривает его изнутри. Изображение при этом передается на монитор.

В мочевой пузырь постепенно поступает стерильный раствор для улучшения обзора. При цистоскопии врач может также взять не большой образец ткани (биопсию) из подозрительного места для морфологического исследования. Дискомфорт отмечается при введении цистоскопа и его проворачивании. Во время забора биологического материала может появиться чувство жжения. Продолжительность манипуляции обычно 10-15 минут.

Нужно помнить, что цистоскопия показана далеко не всем женщинам с циститом, а только некоторым из них с рецидивирующим или небактериальным циститом.

Цистоскопия противопоказана при остром цистите!

После того как прекращается воздействие анестетика, может появиться дискомфорт и чувство жжения в мочевыводящих путях. Неприятные ощущения усиливаются во время мочеиспускания. Иногда, присутствуют розовые выделения из уретры. Для устранения подобных последствий мы рекомендуем употреблять больше жидкости (до трех литров в сутки). Допускается однократный прием обезболивающих средств.

Позвоните своему врачу, если у вас:

— Температура 37,5 °C или выше;
— Ощущение жжения при мочеиспускании дольше трех дней;
— Примесь крови в моче сохраняется дольше трех дней;
— Моча имеет неприятный запах;
— Прием обезболивающих препаратов не уменьшает болевой синдром

Лечение цистита

Цистит, вызванный бактериальной инфекцией, обычно лечат с помощью антибиотиков. Антибиотиками первой линии являются препараты, активные против кишечной палочки, или тех бактерий, которые были найдены в моче при посеве.

Цистит может быть весьма болезненным, но есть простые домашние методы, позволяющие значительно облегчить этот дискомфорт:

• Используйте грелку. Разместите грелку на нижней части живота, это значительно облегчит боль и тяжесть в области малого таза.
  • Не допускайте обезвоживания. Пейте много жидкости чтобы выделялось 2,5 литра мочи.
  • Мочитесь чаще. При каждом мочеиспускании микроорганизмы с мочой выделяются из организма.
  • Избегайте использования дезодорантов и аэрозолей, а также иной женской косметики на область половых органов. Эти вещества могут раздражать уретру и мочевой пузырь.
  • Принимайте сидячую ванну. Погружайтесь в горячую воду на 15–20 минут, это заметно облегчит боль и дискомфорт.
  • Избегайте кофе, алкоголь, цитрусовые соки; а также острую пищу – до тех пор, пока не утихнут симптомы цистита.

При остром цистите симптомы обычно заметно улучшаются уже в первые дни лечения, однако необходимо знать, что симптомы цистита могут продолжаться до 5-7 дней, так как они отражают реакцию вашего организма на микроб. Если у вас случился рецидив цистита, то необходимо выявить его причины и рекомендовать альтернативные методы лечения- лечение растительными или иммунными препаратами в течение 3-х месяцев.

Необходимо знать, что самолечение цистита, лечение по рекомендации подруг, у которых было «то же самое» — недопустимо! Особенно при остром процессе. Неправильно пролеченный или недолеченный цистит может перейти в хронический процесс, который придется лечить всю жизнь.

Иногородним пациентам лечение проводится бесплатно, по квотам. Оформление квоты не требует больших временных затрат от пациента - оформление проводится сотрудником клиники после поступления пациента в стационар.